форме профиля,
назначению,
габаритам,
принципу герметизации
конструкции.
Форма профиля
Профильность шины определяется отношением высоты профиля (H) к его ширине (B).
Ниже указаны типы шины по форме профиля:
широкопрофильные -H/B = 0,6 - 0,9;
низкопрофильные - H/B = 0,7 - 0,88;
сверхнизкопрофильные - H/B = < 0,7;
арочные - H/B = 0,39 - 0,5;
пневмокатки - H/B = 0,25 - 0,39;
Назначение автомобильных шин
Шины используются во всех климатических поясах при температуре от -45 С° до +55
С° и разделяются для применения на микроавтобусах и прицепах, грузовых
автомобилях малой грузоподъемности, на легковых автомобилях.
Габариты шин
шины подразделятся на
крупногабаритные с шириной профиля 350 мм и более;
среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм
и малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм.
Элементы и размеры шин:D - наружный диаметр: Н - высота профиля покрышки; В -
ширина профиля покрышки; d - посадочный диаметр обода колеса (шины); 1 - каркас;
2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 -
наполнительный шнур.
Основные элементы шины
Каркас - элемент, придающий шине прочность и гибкость. Формирует каркас один или
несколько слоев обрезиненного корда.
Боковина - эластичный слой резины толщиной примерно 1,5-3 мм на боковых стенках
каркаса, защищающий его от механических повреждений и влаги.
Брекер - резинотканевая или металлокордная прослойка между каркасом и
протектором.
Протектор – составляющая шины, которая и осуществляет непосредственный контакт с
дорогой.
Борт - посадочная часть покрышки, предназначенная для фиксации и герметизации ее
на ободе колеса.
В зависимости от конструкции шины подразделятся на:
- радиальные, угол наклона нитей корда каркаса которых составляет 0°, брекера
-не менее 65°. Каркас радиальных шин по сравнению с диагональными имеет меньшее
число слоев корда; также радиальные шины имеют сильный брекер, в основном
металлокордный. Именно металлокордный брекер обеспечивает меньшую окружную
деформацию шины при качении и проскальзывании протектора и в результате чего
радиальные шины имеют меньшие потери на качение, большую используемость.
- диагональные, у которых брекер и нити корда каркаса перекрещиваются в смежных
слоях, угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45°
до 60°
Шины различаются по назначению и эксплутационным условиям со следующими
рисунками протектора:
- зимний (З)
Используются на заснеженных и обледенелых дорогах. В зависимости от ситуаций на
дорогах: лед, снег, вода - сцепные качества меняются от минимальных до
небольших. Рисунок протектора подобных шин имеет так называемые "шашки" -
продольные и поперечные канавки немалой глубины. "Шашки" обладают сложным
фигурным рельефом с целью расширения боковых поверхностей. Зимние шины также
имеют обозначение - M+S.
- летний или дорожный (Д)
Являются наиболее распространенными. Отличительными особенностями летних шин
являются следующие: хорошо выраженные продольные канавки для отвода воды, слабо
выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Преимущества шин этого
типа: достигают максимального сцепление с сухой и мокрой дорогой, хорошей
износостойкости и максимальных скоростей.
- всесезонный
Рисунок протектора более разветвленный, чем у летних или зимних аналогов. Эти
шины хорошо приспособлены для езды по сухому и мокрому асфальту, имеют среднюю
приспособленность к зимним дорогам, имеют маркировку all season, или условные
знаки (снежинка или капля).
- универсальный (У)
Данный термин используется только в отечественной терминологии. Шины
предназначены для работы на дорогах любого качества. Отличаются от остальных
типов более глубоким и разветвленным рисунком протектора.
- карьерный (Кар)
- для работы карьерах, лесозаготовках и т. п.
Шины могут быть с постоянным или регулируемым давлением.
Шины производятся в обычном исполнении, тропическом и северном.
Ниже приведены примеры рисунков протекторов
Маркировка шин
На каждой покрышке можно увидеть следующую маркировку:
- индекс скорости,
- размер шины,
- дата изготовления,
- модель шины,
- индекс завода изготовителя,
- норма слойности,
- порядковый номер,
- индекс грузоподъемности (для легковых автомобилей),
- штамп технического контроля,
- балансировачная метка,
- сортность изделия,
- номер ГОСТа или ТУ на шины.
Многие производители при необходимости маркируют шины следующими дополнительными
обозначениями:
- для бескамерных шин часто указывается "Tubeless",
- знак направления вращения (в основном стрелка) на покрышках с направленным
рисунком протектора,
- максимально допустимая нагрузка на шину,
- для шин с металлокордным брекером надпись -"Steel",
- для морозостойких шин надпись -"Север".
- давление в шине, соответствующее этой нагрузке,
- для радиальных шин надпись-"Radial",
- надпись -"Made in",
- для шин типа Р с текстильным брекером - буква Т;
Шины могут иметь миллиметровое и дюймовое обозначение.
К примеру: шина 260 - 508, где 260 и 508 - ширина профиля и посадочный диаметр
обода в миллиметрах ; шина 5,90 - 13, где 5,90 и 13 - ширина профиля и
посадочный диаметр в дюймах. Некоторые шины имеют смешанное обозначение.
Радиальные шины имеют обозначение Р или R, например 260 - 508Р и 205/70R14, где
70 - индекс (отношение H/B) серии низкопрофильной шины.
Скоростной индекс – немаловажное обозначение на шинах. Условное обозначение
скорости представлено ниже
Максимальная скорость (км/ч)
- P 150
- Q 160
- R 170
- S 180
- T 190
- H 210
- V 240
- W 270
- Y 300
- ZR свыше 240
Например, маркировка радиальной легковой шины 165/80R13 МИ-166 Steel Radial 82S
Tubelees 168Я502311:
где 165/80R13 - обозначение (размер) шины (165 - ширина профиля шины, мм.);
80 - индекс серии;
R - отличительный индекс радиальной шины;
13 - посадочный диаметр шины в дюймах);
МИ-166 - модель шины (МИ - условное обозначение разработчика шины: Московский
шинный завод; И - НИИ шинной промышленности;
166 - порядковый номер разработки);
Steel - обозначение металлокорда в брекере;
Radial - радиальная шина;
82 - индекс грузоподъемности;
S - индекс максимально допустимой скорости км/час;